Некоммерческие и общественные организации: ответственность перед законом

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому гражданину права на объединение, на свободное вероисповедание, на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Другими словами, каждый из нас волен выбирать, чем заниматься: организовывать или вступать в общественные объединения граждан для оказания помощи бездомным, создавать в родном городе религиозную организацию, проповедующую учение одной из мировых религий, или учреждать коммерческие организации для извлечения прибыли. Для достижения этих целей граждане создают соответствующие организации, которые после выполнения всех формальностей и процедур становятся обладателями статуса юридического лица. И вот тут необходимо помнить, что в соответствии с Конституцией все равны перед законом и судом. И каждый, включая органы государственной власти, местного самоуправления, граждан и их объединения, обязан соблюдать Конституцию и законы. Это означает, что Конституция не делает никакой разницы между общественной организацией, не осуществляющей предпринимательской деятельности, и коммерческой структурой, извлекающей прибыль и существующей только ради этого. Конечно, действующим законодательством могут устанавливаться особые правила функционирования для юридических лиц разных организационно-правовых форм, но если таких «особых» правил не установлено, то действует один, общий для всех порядок.

Однако очень часто руководители общественных организаций считают, что поскольку они не осуществляют предпринимательской деятельности и не извлекают прибыль, а занимаются, к примеру, исключительно благотворительной общественной деятельностью и существуют на пожертвования своих членов, то на них распространяется некий «особый» порядок, который, в частности, освобождает их от представления налоговой отчетности. Подобное заблуждение весьма опасно и приводит к негативным последствиям.

Давайте разберемся. В соответствии с п.4 ст. 15 Федерального закона от 21.11.1996 г. В№ 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» общественные организации (объединения) и их структурные подразделения, не осуществляющие предпринимательской деятельности, представляют бухгалтерскую отчетность только один раз в год по итогам отчетного года в упрощенном составе. Они сдают бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о целевом использовании полученных средств. Обязанность представления этой отчетности в налоговые органы установлена пдп.4 п.1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете». В отношении некоммерческих организаций обязанность по представлению бухгалтерской отчетности в налоговые органы установлена ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. В№ 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Таким образом, обязанность общественных и некоммерческих организаций представлять бухгалтерскую отчетность в налоговые органы установлена действующим законодательством, а ее неисполнение влечет за собой наступление ответственности.

Одним из «подводных камней» для неотчитывающихся общественных и некоммерческих организаций является Федеральный закон от 08.08.01 г. В№ 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон В№ 129-ФЗ). Статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) установлено, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда, либо по решению учредителей (участников), либо по решению органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. При этом ст. 62 - 64 ГК РФ установлен довольно громоздкий порядок проведения процедуры ликвидации.

Но вместе с тем Законом 129-ФЗ установлен упрощенный порядок исключения из государственного реестра организаций, фактически не осуществляющих деятельность. В соответствии с положениями ст. 21.1 этого закона юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев не представляет налоговую отчетность и не осуществляет операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такая организация может быть исключена из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).

При наличии вышеуказанных обстоятельств регистрирующий (налоговый) орган принимает, решение о предстоящем исключении юридического лица из государственного реестра. Данное решение публикуется в журнале «Вестник государственной регистрации» вместе со сведениями о порядке и сроках направления всеми заинтересованными лицами, чьи права и законные интересы могут быть затронуты, заявлений о приостановлении процедуры исключения из государственного реестра.

Следует обратить внимание, что для направления данных заявлений законом установлен трехмесячный срок. Если по истечении этого срока в регистрирующий (налоговый) орган не поступит хотя бы одно подобное заявление, организация исключается из ЕГРЮЛ и соответственно теряет статус юридического лица. В случае направления заявления процедура упрощенного исключения из ЕГРЮЛ приостанавливается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке, т. е. в порядке, установленном ст. 61 ГК РФ.

Таким образом, если общественная или некоммерческая организация, не занимающаяся коммерческой деятельностью, не представляет в налоговый орган налоговую отчетность и если у нее нет движения средств по банковским счетам или вообще нет счета в банке, она может быть исключена из государственного реестра в вышеописанном упрощенном порядке. Это возможно даже в том случае, если организация занимается общественной деятельностью. В данной ситуации организации необходимо постоянно отслеживать публикации в журнале «Вестник государственной регистрации», чтобы не упустить возможность направить соответствующее заявление в налоговый орган и не утратить статус юридического лица.

Управление ФНС России по Мурманской области.


Дата публикации: 19 февраля 2008
Источник: «Мурманский Вестник» В№ 30