Вопрос о ликвидации коммерческой организации во временя финансового кризиса становится более и более актуальным. Именно ликвидация – как окончательный способ поставить точку в деятельности организации. В соответствие со ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. В настоящей статье попробуем разобрать один из аспектов ликвидации юридического лица: взаимоотношения с кредиторами – возможности неисполнения обязательств и способы защиты для кредиторов юридического лица, находящегося в процедуре ликвидации.

В соответствие со ст.63,64 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати(в Вестнике государственной регистрации), публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

Ликвидационная комиссия может отказать в удовлетворении требований, в этом случае, а также в случае уклонения от рассмотрения требований кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.

Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

В результате законной ликвидации ставиться жирная точка: происходит прекращение прав и обязанностей ликвидированного лица перед третьими лицами и государственными органами; исключение возможности проведения налоговых проверок. После ликвидации уполномоченные органы и кредиторы не имеют права требовать удовлетворения (исполнения) своих требований, если они не успели заявить о них до или во время ликвидации. На ликвидированное предприятие не распространяются требования инвесторов, штрафные санкции (например, за ненадлежащее оформление иностранных рабочих), претензии потребителей (за некачественно построенный объект).

В том случае если предприятие, приняв решение о ликвидации, не имеет большого количества кредиторов, и не ставит целью ликвидации уклонение от оплаты кредиторской задолженности, ему не составит труда пройти процедуру ликвидации и благополучно ее закончить. Но в период финансового кризиса, кризиса неплатежей, у многих возникает искушение использовать процедуру ликвидации для того, чтобы поставить точку в далеко не законченных отношениях. При анализе законодательства и судебной практики о ликвидационных спорах, можно выявить следующие тенденции, касательно аспекта кредиторской задолженности:

Кредитор должен заявить о своих требованиях. Это очень важный формальный момент, даже требования налогового органа, которые были выдвинуты давно (например, неоплаченные пени, недоимки) должны быть заявлены в надлежащем виде после начала процедуры ликвидации. В случае не заявления требований в установленный срок, у ликвидационной комиссии не будет обязательства включать их в промежуточный и далее в ликвидационный баланс. Хотя судебная практика расходиться в оценке этого момента.

Так в одном случае, решение инспекции (об отказе в регистрации ликвидации в связи с неуказанием в ликвидационном балансе недоимки по налоговым платежам) признано недействительным, исходя из того, что несоблюдение налоговой инспекцией установленного законодательством порядка предъявления требований при ликвидации влечет установленные налоговым законодательством последствия, в том числе в виде погашения требований кредитора (Определение ВАС от 20 июня 2008 г. N 7881/08 по делу N А68-462/07-15/12).

В другом аналогичном деле, данное решение ИФНС признано законным. В силу пункта 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационный баланс должен составляться и утверждаться после завершения расчетов с кредиторами. Согласно пункту 1 статьи 21 Закона о регистрации достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно. Исходя из смысла указанных законоположений, ликвидационный баланс общества, составленный с нарушением данных требований, не может считаться достоверным (Определение ВАС от 13 марта 2008 г. N 2789/08 по делу N А27-2291/2007-5).

Кредитор должен своевременно заявить о своих требованиях (в срок, установленный ликвидационной комиссией – не менее 2-х месяцев с момента оповещения кредиторов) - иначе его требование рискует остаться неудовлетворенным по ряду причин. В соответствие с п. 5 ст. 64 требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок (Постановление ФАС Поволжского округа от 31 января 2008 г. по делу N А55 1796/07-40). Проблема заключается в том, что после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок, у юридического лица может не остаться имущества для остальных «опоздавших» кредиторов. И даже перспектива инициировать банкротство не кажется удачной, ведь эту процедуру необходимо финансировать за счет заявителя. Даже если таким «опоздавшим» кредитором окажется налоговая инспекция, решившая взыскать начисленные налоги, пени или штрафы она не сможет профинансировать эту процедуру. Одновременно с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника по смыслу статьи 39 Закона о банкротстве в системном истолковании с положениями пунктов 1 и 3 статьи 59 Закона о банкротстве и статьи 21.1 Закона о регистрации уполномоченный орган представляет доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган (Определение ВАС от 15 августа 2008 г. N 9960/08 по делу А-32-4275/2008-1/103Б).

В таком случае, ничего не мешает юридическому лицу поставить жирную току в своей деятельности и закончить процедуру ликвидации. Оспорить промежуточный или ликвидационный баланс, согласованный с регистрирующим органом для кредитора проблематично – так как эти документы не являются ненормативными актами, и у заявителя нет право на их обжалование по правилам статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (Определение ВАС от 27 мая 2008 г. N 6602/08 по делу N А46-1638/2007). Однако, если кредитор докажет, что он не получал письменного уведомления о начале процедуры ликвидации – он может в судебном порядке признать недействительной государственную регистрацию ликвидации юридического лица. Но это не повлечет удовлетворения его требований как кредитора, а лишь вернет де-юре к жизни юридическое лицо.

Вывод: для ликвидируемого лица – очень важно уведомить всех кредиторов, так как есть вероятность, что они допустят оплошности и не заявят свои требования в нужной форме и в нужное время.

Вывод для кредитора: чтобы не пришлось доказывать неполучение уведомления от ликвидированного лица – нужно мониторить своих должников – проверять публикации в Вестнике государственной регистрации, заказывать выписки из ЕГРЮЛ хотя бы раз в два месяца – так как информация о том, что предприятие находиться в процедуре ликвидации, обязательно указывается в ЕГРЮЛ. После этого своевременно предъявлять требования кредитора.

Но и в этом случае – вероятность удовлетворения требований кредиторов еще не велика. Ведь предприятие может оказаться просто без имущества, денег и иных активов, и целенаправленно не включит ваше требование в промежуточный баланс под любым даже легальным предлогом. Завершить процедуру ликвидации и тогда опять кредитору придется обжаловать все в судебном порядке. Эти судебные процессы могут оказаться безрезультатными и дорогими. Просматривая судебную практику, нельзя сказать, что эти способы (обжалование ликвидации кредиторами) актуальны, видимо в связи с тем, что даже получив решение суда об отмене процедуры ликвидации – нет гарантии получения удовлетворения своих требований как кредитора. Мы не берем случаи, когда есть явные признаки преднамеренного или фиктивного банкротства, увода имущества от кредиторов и т.д. – это будет уже предметом уголовного преследования, и то без гарантии того, что требования кредитора будут удовлетворены.

Советом кредиторам в таких ситуациях может быть следующее – судебное взыскание задолженности. В таком судебном процессе можно заявить ходатайство о наложении обеспечительных мер в виде запрета ИФНС согласовывать ликвидационный баланс, регистрировать ликвидацию юр лица в связи с неудовлетворением всех требований кредитора и , следовательно, в связи с тем, что ликвидационный баланс не содержит достоверных сведений.

В силу пункта 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационный баланс должен составляться и утверждаться после завершения расчетов с кредиторами. Согласно пункту 1 статьи 21 Закона о регистрации достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно. Исходя из смысла указанных законоположений, ликвидационный баланс общества, составленный с нарушением данных требований, не может считаться достоверным. (см. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАС от 13 марта 2008 г. N 2789/08).

На основании изложенного можно сделать вывод, что ликвидация с долгами возможна в большей степени из-за несвоевременных и неграмотных действия самих кредиторов. При осуществлении процедуры ликвидации есть еще и другие важные аспекты, на которые нужно обращать внимание, как ликвидационным комиссиям, так и кредиторам ликвидируемых лиц. Наличие своевременной информации может стать хорошим козырем в борьбе за свои интересы.

***


Автор: Светлана Корабель
Дата публикации: 2 марта 2009
Источник: Все материалы газеты 'эж-ЮРИСТ'