10 декабря 2009 года на Клерк.Ру прошла интернет-конференция "Ликвидация коммерческих и некоммерческих организаций". На вопросы наших пользователей в режиме онлайн ответила Юлия Ерошина, генеральный директор ЗАО «Международная Юридическая Компания».

Пользователь О к с а н а: 1. Кто должен подписывать промежуточный ликвидационный баланс и Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица учредитель или ликвидатор? 2. Подойдет ли произвольная форма составления промежуточного ликвидационного баланса и приложенные к нему справки об основных средствах и перечень требований,
предъявленных кредиторами?

Юлия Ерошина: 1. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается на общем собрании участников общества (для ООО), заявителем при подаче в регистрирующий орган формы 15003 (Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса) является один из участников ООО, уполномоченный на данное действие на общем собрании участников. 2. Требования к форме составления промежуточного и окончательного ликвидационного баланса и комплекту прилагаемых документов, к сожалению, сильно зависят от конкретного регистрирующего органа.

Пользователь sapfire: Кто регулирует размер вознаграждения председателю ликвидационной комиссии? Является ли это вознаграждение признаваемым расходом для целей налогообложения при УСН 15%?

Юлия Ерошина: Вознаграждение председателю ликвидационной комиссии регулируется гражданско-правовым договором с ним. Поскольку с данного вознаграждения уплачиваются взносы в ПФР, то данное вознаграждение признается расходом при УСН 15%.

Пользователь elefanto: В ходе налоговой проверки выяснилось, что мой поставщик прошел процедуру слияния и исключен из ЕГРЮЛ. Новообразованная фирма на запросы не отвечает. Налоговая доначислила мне НДС от сделок с этим поставщиком. Правомерно ли это?

Юлия Ерошина: К сожалению, данная практика практика носит очень распространенный характер. Единственный способ - отстаивать свои права через суд. У нас в штате есть необходимые адвокаты, юристы, экономисты и бухгалтеры. Мы можем представить ваши интересы в суде, хороший и положительный опыт имеется.

Пользователь sapfire: Опишите, пожалуйста, алгоритм ликвидации ООО на УСН с единственным учредителем, который является ещё и генеральным, который также хочет быть ликвидатором. Возможно ли это?

Юлия Ерошина: При ликвидации ООО единственный учредитель назначает не ликвидатора, а ликвидационную комиссию. Единственный учредитель может быть и генеральным директором и председателем ликвидационной комиссии. Полномочия генерального директора прекращаются в день назначения ликвидационной комиссии. Примерный алгоритм будет следующий: принятие решения о ликвидации, назначение ликвидационной комиссии, публикация в Вестнике государственной регистрации, выжидание 2 месяца претензий от кредиторов, уведомление об утверждении промежуточного ликвидационного баланса и, наконец, непосредственно государственная регистрация ликвидации юридического лица.

Пользователь ATLASKA: Обязательно ли будет налоговая проверка при добровольном банкротстве ООО. В наличии есть небольшая задолженность по налогам - около 5 т.р. И какой период (годы) она может охватить?

Юлия Ерошина: Если речь идет о процедуре добровольной ликвидации, то выездная налоговая проверка организации предусмотрена налоговым кодексом, и решение о ее проведении принимается налоговым органом, где ваша организация стоит на налоговом учете. Наша организация обладает огромным опытом в сопровождении процедуры добровольной ликвидации организаций и может резко минимизировать вероятность такой налоговой проверки.

Пользователь lincoln3: Подскажите пожалуйста по НДС в следующей ситуации:
наша организация ликвидируется, после расчетов с кредиторами остается имущество, которое мы передадим учредителю. Стоимость (оценочная) передаваемого имущества будет выше номинальной доли учредителя. Возникает ли объект налогообложения НДС при такой передаче у нашей организации? Если да, то в какой момент и кто должен уплатить такой налог?

Юлия Ерошина: В данном случае не происходит реализации, а следовательно и не возникает необходимость уплаты НДС. Единственным налогоплательщиком будет учредитель, который получает данное имущество. С разницы между оценочной и номинальной стоимостью необходимо будет уплатить налог на дивиденды в размере 9%.

Пользователь О к с а н а: Каким образом учредитель может дать займ организации при ликвидации на необходимую сумму денег? Перечислением денежных средств на расчетный счет организации?

Юлия Ерошина: Да, необходимо составить договор займа между учредителем и организацией в лице руководителя или иного полномочного лица, подписать его с обоих сторон, и перечислить деньги с личного счета учредителя на расчетный счет организации.

Анонимный пользователь: Скажите, на каком основании сейчас налоговые инспекции требуют нотариального заверения подписи учредителя на формах 15001, 15002, 15003 при процедуре добровольной ликвидации юридического лица?

Юлия Ерошина: В соответствии с Федеральным Законом 205 от 19.07.2009 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" в статью 9 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ" были внесены следующие дополнения: 
Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется" заменить словами "Заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется";

Пользователь Oksanochkin: По истечении 2-х месячного срока со дня опубликования объявления в журнале "Вестник государственной регистрации" ООО выявлена кредиторская задолженность перед налоговой по штрафам. Денежных средств на расчетном счете нет. На балансе имеется 1 основное средство, внесенное в качестве вклада в уставный капитал стоимостью 20 тыс.руб. Каким образом можно погасить кредиторскую задолженность перед налоговой, не осуществляя продажу основного средства?

Юлия Ерошина: Самый простой способ - это чтобы учредитель дал организации займ на необходимую сумму денег.

Анонимный пользователь: Подскажите, что делать, если решение о ликвидации принято, а денег на погашение долгов (налоговая и посредники) нет?

Юлия Ерошина: Как правило, при недостаточности денег и имущества при ликвидации, необходимо начинать процедуру банкротства.

Пользователь Nelly23: Ситуация: есть ООО с только что сменившимися генеральным директором и участником. Задолженность составляет 1,5 млн.руб. Основной кредитор-налоговая. На счету 50 000руб., имущества нет. Есть решения судов в пользу кредиторов. На банкротство налоговая и другие кредиторы не хотя подавать, а самостоятельно сделать не можем: нет денег на обеспечение процедуры-суд не примет заявление. Вопрос: 1. Что же делать? 2. Каковы последствия для нового директора и участника по 73-ФЗ?

Юлия Ерошина: 1.Нужно детально вникать в ситуацию. 2.Последствия могут быть не только для новых, но и для предыдущих руководителей и участников.

Пользователь dmitrijj-simanvskijj: Сколько нужно не сдавать отчетность и не вести деятельность, чтобы ИФНС сняла с учета? Что будет, если деятельность не ведется и отчетность не сдается?

Юлия Ерошина: Если деятельность не ведется и отчетность не сдается, то руководитель данной организации может быть привлечен к административной ответственности. Штрафы небольшие, но истребуемые, как правило, через суд. Не стоит портить свою кредитную историю. В соответствии со статьей 21.1 ФЗ 129 от 08.08.2001 если организация не имеет задолженностей, более 12 месяцев не сдает отчетность и не имеет оборотов по расчетному счету, то такая организация может быть исключена из ЕГРЮЛ решением налогового органа. Но это не обязанность, это право налогового органа. Поэтому на практике, такое может произойти и через несколько лет, а может и вообще не произойти.

Пользователь Holywasser: Как известно, зарплата и выходные пособия сотрудникам ликвидируемой фирмы относятся к долгам более первоочередным, чем задолженность перед бюджетом. А если денег на то и на другое не хватит, что более опасно - не выплатить зарплату или остаться с налоговыми недоимками?

Юлия Ерошина: В данном случае правильно выплатить зарплату сотрудникам, а если денег на уплату налогов будет недостаточно, то либо учредители могут дать займ организации и обеспечить погашение задолженностей, либо необходимо инициировать процедуру банкротства. Но в каждом таком случае надо разрабатывать индивидуальную программу выхода из кризиса, у нас есть необходимые специалисты, если обратитесь - сможем помочь.

Пользователь ia1: Подскажите пожалуйста, какой путь оптимальнее для ТСЖ (некоммерческая организация), зарегистрированного в ноябре 2007 г. Закрыть или перейти в Управляющую компанию.

Юлия Ерошина: Правильный путь - пройти процедуру добровольной ликвидации.

Пользователь hempinka: Ситуация: существовала компания "Ромашка", в которой в январе-феврале работали люди. В марте их уволили, а "Ромашку" продали в июне 2009 года (новые учредители, новый директор, новый адрес в другом городе). Вопрос: как быть с отчетом в ПФР в январе 2010 года?

Юлия Ерошина: Ответственность по сдаче персонифицированного учета за 2009 год лежит на руководителе организации, который будет на момент сдачи персонифицированного учета.

Анонимный пользователь: Директор увольняется и выходит из состава учредителей, перерегистрацию проходить некому, т.к. второй учредитель в ООО не работает. Что будет, если ООО перерегистрацию не пройдет, деятельность прекратит, но бухгалтерские балансы сдаваться будут, пусть и нулевые?

Юлия Ерошина: Ответственность за несвоевременное предоставление необходимых сведений будет продолжать лежать на лице, которое по ЕГРЮЛ считается лицом, действующим без доверенности от имени юридического лица. Кстати, это же лицо отвечает и за своевременную сдачу отчетности. Если Ваша организация не имеет задолженностей, то можно продать доли в уставном капитале новым участникам, они же назначат нового руководителя. Если вы не собираетесь продолжать хозяйственную деятельность в рамках данной организации, для вас это будет самым лучшим и недорогим выходом. Если необходимо, можем сопроводить процедуру продажи бизнеса.

Пользователь Юрец73: Можно ли ликвидировать компанию с задолженностью перед налоговым органом и внебюджетными фондами? Есть ли способ кроме банкротства?

Юлия Ерошина: Есть всего три выхода из данной ситуации:
1. Погасить задолженности и провести процедуру добровольной ликвидации.
2. Если средств и имущества для погашения задолженности не достаточно, то необходимо инициировать процедуру банкротства.
3. Если Ваши партнеры имеют переплаты по налогам и по отчислениям во внебюджетные фонды, то вы можете объединить свой бизнес с ними в виде реорганизации в форме слияния или присоединения. Тем самым обеспечив у правоприемника отсутствие задолженностей. Мы можем помочь вам подобрать такого партнера.


Автор: ИА Клерк.Ру, аналитический отдел
Дата публикации: 15 декабря 2009
Источник: Клерк.ру