Каждые две из пяти организаций, зарегистрированных в Москве за семь месяцев 2006 года, - с признаками фирм-однодневок. О том, как выявляют такие фирмы в столице, о преференциях, на которые могут рассчитывать законопослушные налогоплательщики, а также о перспективных направлениях налогового администрирования в интервью нашему журналу рассказывает заместитель руководителя Управления ФНС России по г. Москве Галина Алексеевна СУВОРОВА.

- Галина Алексеевна, деятельность фирм-однодневок наносит государству серьезный экономический ущерб. Какие методы используют столичные налоговые органы, чтобы выявлять такие фирмы?

- Сложность проблемы заключается в том, что фирмы-однодневки недоступны для налогового контроля, поскольку создаются на подставных лиц и не находятся по адресам, заявленным в регистрационных документах. Наша задача - пресекать использование подставных руководителей и фиктивных адресов при государственной регистрации юридических лиц и тем самым обеспечивать достоверность сведений Единого государственного реестра юридических лиц.

С лета прошлого года мы начали применять дисквалификацию. Тогда Межрайонная инспекция ФНС России по г. Москве В№ 46 впервые в России составила и направила на рассмотрение мировому судье протокол об административном правонарушении в отношении номинального руководителя организации[1].

За июль и август 2006 года суды вынесли 8 постановлений о дисквалификации должностных лиц организаций. Всего в Москве дисквалифицировано 10 номинальных руководителей, а материалы еще по 13 направлены в суды или находятся в стадии подготовки для передачи в суд. В отношении 52 подставных лиц мы проводим сбор доказательств.

- Но 10 руководителей для Москвы не так уж много...

- Только на первый взгляд. Ведь каждый такой гражданин числится руководителем нескольких десятков, а то и сотен юридических лиц. Например, Г.Г. Финкин по документам фигурировал в качестве директора более 600 организаций, А.В. Мизгин - 980.

- Не секрет, что при регистрации однодневок зачастую используются утерянные или украденные паспорта. Как налоговые органы узнают о таких фактах?

- На основании обращений самих граждан либо правоохранительных органов.

Хочу подчеркнуть, что все заявления граждан проверяются в обязательном порядке. Кстати, нередко один и тот же человек сначала добровольно выступает в качестве подставного лица, а затем, когда налоговая инспекция начинает интересоваться его деятельностью, заявляет о непричастности к созданию однодневки.

В Москве множество фирм, которые оказывают помощь при госрегистрации и которые, как правило, используют паспортные данные подставных лиц. Если выясняется, что паспортные данные конкретного человека использованы незаконно, на основании его заявления принимается решение об отказе в госрегистрации. Только в этом году принято 250 таких решений.

Кроме того, сотрудники налоговых инспекций проверяют удостоверительные подписи нотариусов. В 2006 году мы отказали в госрегистрации 213 юридическим лицам, так как выявили недостоверность нотариальных записей. Еще 224 отказа вынесли из-за того, что в регистрирующий орган были представлены подложные документы об уплате госпошлины.

- Во многих регионах налоговые органы выявляют адреса массовой регистрации юридических лиц и с помощью милиции привлекают к ответственности руководителей фирм, зарегистрированных по этим адресам. Ведется ли такая работа в Москве?

- Безусловно. Сотрудники московских налоговых инспекций выезжают по так называемым адресам массовой регистрации и проверяют фактическое нахождение руководящих органов организаций. Кроме того, мы выясняем фактическое место нахождения организации в том случае, когда регистрационные документы, направленные в адрес организации почтой, возвращаются с отметкой «адресат не значится».

- Много ли таких адресатов?

- Судите сами. Из 55 786 комплектов документов, направленных по адресам, заявленным при госрегистрации организаций, в связи с отсутствием адресата вернулось 9795 комплектов. То есть можно сделать вывод, что около 18% регистрируемых юридических лиц не находятся по адресам, указанным в документах.

- И как с этим бороться?

- Обращаться в суд. У нас уже есть положительная судебная практика. Так, 29 марта 2006 года Арбитражный суд г. Москвы принял решение о ликвидации ООО «КОН-ТРАСТ Медиа Групп» по иску 29-й налоговой инспекции. Основанием для такого решения послужил тот факт, что при госрегистрации были представлены заведомо ложные сведения о месте нахождения общества.

- С принятием Закона В№ 83-ФЗ[2] налоговые органы получили право в административном порядке прекращать правоспособность недействующих юридических лиц, то есть тех, кто не ведет деятельность и не сдает отчетность. С момента вступления этого закона в силу прошло больше года. Можно ли говорить о конкретных результатах?

- На сегодняшний день в журнале «Вестник государственной регистрации»[3] опубликованы сведения о 106 тыс. недействующих организаций. В отношении таких фирм налоговые органы г. Москвы приняли решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ.

- Сколько всего недействующих фирм в столице? Назовите хотя бы примерную цифру.

- По нашим оценкам, в Москве зарегистрировано примерно 200 тыс. фирм, которые не сдают отчетность в налоговые органы и не имеют счетов в банках. Хочу особо подчеркнуть, что у таких организаций отсутствует задолженность перед бюджетом. Этот факт мы также учитываем, принимая решение о предстоящем исключении недействующей организации из ЕГРЮЛ.

- До сих пор мы говорили о регистрационных действиях, связанных с налогоплательщиками, которые в той или иной мере нарушают налоговое законодательство. А какие новшества ожидают тех, кто собирается вести бизнес честно?

- Самое главное - ликвидированы очереди, которые возникали при подаче документов на госрегистрацию.

Напомню, что с августа 2005 года все регистрационные действия в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей столицы осуществляет Единый центр регистрации (ЕЦР), расположенный в Межрайонной инспекции ФНС России В№ 46 по г. Москве.

Отмечу, что мы в полном объеме реализовали концепцию «одного окна» при госрегистрации юридических лиц. Теперь одновременно с регистрационными документами заявителю выдается выписка из ЕГРЮЛ, сведения о постановке на учет в государственных внебюджетных фондах г. Москвы, а также справка о присвоении кодов Мосгорстатом.

В Едином центре регистрации в принципе исключена возможность очередей. Сотрудники ЕЦР принимают документы у заявителей в режиме 12-часового рабочего дня.

- Недавно Минфин России[4], основываясь на постановлении Президиума Высшего арбитражного суда РФ, разъяснил, как нужно подавать сведения о смене руководителя фирмы для внесения их в ЕГРЮЛ, если прежний руководитель отсутствует. Вывод такой: регистрирующий орган должен внести запись в госреестр на основании заявления, подписанного новым руководителем, после проверки достоверности этих сведений...

- Прежде всего мы руководствуемся пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 В№ 129-ФЗ. Из него следует, что при выявлении несоответствия сведений, внесенных в ЕГРЮЛ, сведениям, содержащимся в документах, представленных на госрегистрацию, сведения госреестра считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений. Чтобы исключить случаи недобросовестности третьих лиц при смене руководителя юридического лица, налоговые органы сообщают о необходимости представления в регистрирующий орган заявления по форме Р14001, подписанного прежним руководителем. Вместе с тем, как следует из упомянутого постановления Президиума ВАС РФ, прежний директор, чьи полномочия как руководителя организации прекращены, не имеет права без доверенности действовать от имени общества, в том числе подписывать заявление о внесении в ЕГРЮЛ сведений о новом директоре.

В такой ситуации новый директор вправе направить в регистрирующий орган обращение о невозможности представить заявление по форме Р14001, подписанное лицом, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ. При наличии информации от правоохранительных органов регистрирующий орган проводит мероприятия по установлению лица, которое имеет право действовать от имени организации без доверенности. После подтверждения полномочий лица, сведения о котором отсутствуют в ЕГРЮЛ, регистрирующий орган проводит регистрацию.

- Чем объясняется столь пристальное внимание к смене руководства частных компаний?

- Дело в том, что ежедневно в Единый центр регистрации поступают обращения от руководителей, а также учредителей организаций о готовящемся захвате активов этих компаний путем представления в регистрирующий (налоговый) орган заведомо ложных сведений о руководителях, учредителях и юридических адресах.

Копии таких обращений мы направляем в УБЭП ГУВД г. Москвы. В результате только за последнее время было предотвращено 36 захватов юридических лиц. В 15 случаях удалось вернуть в ЕГРЮЛ сведения о законных руководителях, исключенные из госреестра в результате мошеннических действий так называемых рейдеров.

- Перейдем к теме перспективных технологий, которые используются при сдаче налоговой отчетности. С прошлого года столичное управление проводит эксперимент по приему налоговых деклараций с двухмерным штрихкодом. Сегодня аналогичные эксперименты стартовали в Калининграде и Кемерове. Чем хороша эта технология?

- Действительно, мы начали этот эксперимент в октябре 2005 года. Суть технологии в том, что данные налоговой декларации, представленной в бумажном виде, инспектор считывает с помощью специального сканера. Полученная информация преобразуется в электронный файл (утвержденного формата), который затем загружается в АИС «Налог 2 Москва». Таким образом, трудозатраты налогового инспектора при использовании этой технологии минимальны.

Обращаю внимание налогоплательщиков на то, что в московских инспекциях налоговая отчетность, составленная с использованием двухмерного штрихкода, принимается в первую очередь.

Чтобы применять данную технологию, необходимо встроить в бухгалтерское программное обеспечение (ПО) библиотеку формирования двухмерного штрихкода, разработанную ГНИВЦ ФНС России. Эта библиотека, а также порядок нанесения штрихкода и образцы закодированных деклараций опубликованы на сайтах ГНИВЦ - www.gnivc.ru, УФНС России по г. Москве - www.mosnalog.ru и ФНС России - www.nalog.ru. Но замечу, что эта информация предназначена в первую очередь для разработчиков бухгалтерского ПО.

Так, специализированные бухгалтерские программы, например «1С», «Баланс 2» и «Налогоплательщик», позволяют печатать заполненные бланки отчетности с нанесенным двухмерным штрихкодом.

- Сколько столичных налогоплательщиков используют эту систему кодирования налоговой отчетности?

- Московские налоговые инспекции еженедельно принимают примерно 1,5 тыс. деклараций с двухмерным штрихкодом. А всего с начала реализации проекта принято более 107 тыс. таких деклараций.

Мы стремимся максимально упростить технологию работы с двухмерным штрихкодом. Для этого наше управление постоянно контактирует с разработчиком из ГНИВЦ, а также с софтверными компаниями, реализующими на рынке бухгалтерские продукты.

- Как реализуется переход на безбумажные технологии сдачи отчетности?

- Стратегическая задача, которую поставило наше управление, - перевести до конца 2006 года не менее 15% налогоплательщиков на сдачу налоговой отчетности в электронном виде, в том числе через телекоммуникационные каналы связи.

Сегодня в Москве функционируют два специализированных оператора связи - «СКБ Контур» и «Такском». Налогоплательщик, подключившись к одному из названных спецоператоров, может сдавать отчетность по телекоммуникационным каналам связи. Кроме того, система позволяет бухгалтеру просматривать в режиме онлайн или офлайн лицевой счет, распечатывать акт сверки...

- Насколько востребованы такие услуги?

- Сегодня по телекоммуникационным каналам связи сдают отчетность 6700 налогоплательщиков. С начала года они сделали примерно 250 тыс. электронных запросов.

- Какие меры предпринимает управление для популяризации безбумажных технологий?

- Мы используем разные средства. Так, налоговые инспекторы на местах разъясняют налогоплательщикам преимущества безбумажной технологии. В инспекциях не реже двух раз в месяц проводятся семинары, на которых представители спецоператоров демонстрируют налогоплательщикам, как работает программное обеспечение.

В конце года мы планируем разместить на московских улицах постеры наружной рекламы примерно с таким текстом: «Налоговая отчетность в электронном виде - быстро, просто, надежно».

- И последний вопрос: как обстоят дела с вводом информации в ЕГАИС? Есть ли позитивные изменения?

- Хочу напомнить, что с 21 июля 2006 года для обеспечения бесперебойной работы организаций, занятых производством и реализацией алкогольной и спиртосодержащей продукции, был введен временный порядок фиксации сведений об обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС в ручном режиме.

Прием подтверждений о фиксации сведений в ЕГАИС организован в здании Управления ФНС России по г. Москве. Документы принимаются в рабочие дни с 9.00 до 22.00, в выходные дни с 9.00 до 17.00. Выдача подтверждений за предыдущий день производится с 17.00 до 22.00.

С 28 августа временный порядок фиксации сведений в ЕГАИС изменился. Это позволило сократить количество накладных, подтверждаемых в ручном режиме, более чем в три раза. Так, если до этой даты в среднем в день подтверждалось 3,5 тыс. накладных, то сейчас чуть больше тысячи. Так что позитивные изменения есть.

- Спасибо за интересную беседу.

Беседовали Михаил Лозовский
и Татьяна Пономарева



[1] Практически одновременно с московскими налоговиками процедуру дисквалификации инициировало и Управление ФНС России по Ростовской области. Подробнее об этом см. в статьях «Как бороться с недобросовестностью граждан» // РНК, 2005, В№ 19 и «За нарушение налогового законодательства - дисквалификация» // РНК, 2006, В№ 17. - Примеч. ред.

[2] Речь идет о Федеральном законе от 02.07.2005 В№ 83-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации». - Примеч. ред.

[3] В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ от 19.06.2002 В№ 438 и приказом МНС России от 29.09.2004 В№ САЭ-3-09/508@ сведения о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ публикуются в журнале «Вестник государственной регистрации». Доступ к электронной версии журнала - на сайте www.vestnik-gosreg.ru. - Примеч. ред.

[4] См. письмо Минфина России от 07.07.2006 В№ 03-01-11/3-64 и постановление Президиума ВАС РФ от 14.02.2006 В№ 12580/05. - Примеч. ред.


Дата публикации: 10 октября 2006
Источник: «Российский налоговый курьер» В№19, 2006